22
05.14

В "Санкт-Петербургских ведомостях" (выпуск  № 092  от  22.05.2014) опубликована статья директора НП "Технический контроль и диагностика" с обзором итогов реформы системы техосмотра и существующих законодательных инициатив по исправлению ситуации в данной сфере.

Первоисточник доступен по данному адресу.

 

 

Техосмотр без погон
Сегодня диагностическую карту можно получить на любое «ведро»
Марина ГЛАЗНЕВА, директор НП «Технический контроль и диагностика»

Еще несколько лет назад процесс прохождения ТО пугал большинство российских автолюбителей. Чтобы получить заветный талон, люди отпрашивались с работы, выстаивали огромные очереди и... зачастую получали от ворот поворот. Гаишник то неправильный люфт руля найдет, то повышенное СО в выхлопных газах, то тормоза неисправные. И отправит восвояси. Мол, исправишь – приедешь.
Сегодня же открываешь Интернет и заказываешь техосмотр с доставкой на дом. Другими словами, покупаешь диагностическую карту, причем без осмотра самого автомобиля.

Несмотря на жирный минус в виде многочасовых очередей, система техосмотра автотранспортных средств в нашем городе еще недавно считалась одной из лучших в стране. Ответственность за эту процедуру несло Министерство внутренних дел, а начиная с 1998 года в процессе выдачи талонов не возбранялось и участие частного бизнеса. Правда, под строгим контролем госинспекторов ГИБДД, которые присутствовали на каждом пункте техосмотра (ПТО).

Да, кто-то пользовался блатом. Говорят, в нулевых годах, чтобы к машине не особо придирались, надо было передать через нескольких посредников 500 рублей. Но и в этом случае, если у «железного коня» находили какие-то слишком серьезные «косяки», их предлагали немедленно устранить.

Благодаря этому за несколько лет, по словам сотрудников ГИБДД, с дорог было убрано огромное количество «хлама» – как завезенных допотопных иномарок, так и первых моделей отечественного автопрома.

К тому же все машины, которые приезжали на ТО, фотографировали и заносили в базу. Это очень помогало сотрудникам милиции в раскрытии неочевидных ДТП, когда участники скрываются, оставляя на месте происшествия часть бампера или фару.

Все изменилось с 2012 года, когда вступил в силу закон, согласно которому техосмотр оказался изъятым из компетенции МВД и переданным Российскому союзу автостраховщиков якобы для того, чтобы ликвидировать коррупцию и очереди.

Курировать схему прохождения ТО стали сразу девять ведомств и министерств, среди которых Минрегионразвития, Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг, Минтранс, МВД... И если с профессиональной точки зрения смотреть на все 22 подзаконных акта, которые разработали эти ведомства, то станет ясен смысл русской поговорки «у семи нянек дитя без глазу».

Изначально благая цель ФЗ № 170 – выдавать полис ОСАГО на заведомо исправный автомобиль, то есть сначала ТО, потом полис, – увы, с треском провалилась. Буквально спустя три дня после вступления документа в силу Союзом страховщиков было зарегистрировано ЗАО «Техосмотр», при котором было создано 98 станций прохождения технического обслуживания – по сути, сугубо карманных организаций. Причем аккредитацию они получили, что называется, имея лишь ручку и бумагу, без предъявления специально оборудованного помещения для прохождения ТО.

В результате технически оснащенные станции ТО, где действительно проводят диагностику транспортного средства, люди стали обходить за версту, предпочитая те страховые компании, в которых все продается и покупается без лишних телодвижений.

Повсюду запестрели объявления «Техосмотр недорого». Получить диагностическую карту (она пришла на смену талону) стало можно фактически где угодно. Появились пункты ТО, которые расположены на втором этаже магазинов, на овощебазе, в шиномонтажных мастерских. Возникли даже передвижные станции ТО без оборудования, больше напоминающие «Летучих голландцев».

Страховые компании стали продавать диагностические карты как довесок к полису ОСАГО. Реальное техническое состояние машины при этом перестало кого бы то ни было волновать! А значит, ТО может пройти автомобиль с полностью неисправной тормозной системой, негорящими фарами и намертво тонированными стеклами.

«Настоящие» же операторы ТО, из тех, кто моментально «заворачивал» машину с текущими тормозами и другими подобными неисправностями, стали терпеть убытки. К ним никто просто не шел, а оборудование и аренда помещений стоят денег. Только за два года в стране закрылись несколько сотен профессиональных ПТО, а 20 тысяч (!) специалистов лишились работы.

И что сейчас? Очередей нет, взяток тоже, однако ушли ли с наших дорог технически неисправные машины? Увы, нет. Что подтверждает и статистика ГИБДД: в 2013 году произошло 204 тысячи аварий (на 0,2% больше, чем в 2012-м), причем половина из них – из-за неисправности автомобиля. Отказавшая техника стала причиной 359 смертей и многочисленных травм для 2230 человек (годом ранее – 282 и 145, соответственно).

А вот самые свежие данные, после которых впору хвататься за голову. Только за четыре месяца нынешнего года произошло 46 600 ДТП. И среди основных причин аварий еще более уверенно лидирует техническая неисправность автомобиля. Этот показатель вырос на 57%!

Конечно, пополняют ряды печальной статистики не только машины рядовых автолюбителей, которые худо-бедно находятся под присмотром их владельцев. Нарушают норму технической эксплуатации и такси, и маршрутки, и автобусы, и грузовые автомобили, принадлежащие частным предприятиям. Так, по результатам проверок 2013 года, установлено, что каждая десятая маршрутка Санкт-Петербурга была технически неисправной.

Уже в этом году сотрудники ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти провели несколько рейдов, в ходе которых осмотрели около 12 тысяч автобусов, перевозивших пассажиров. В итоге около двух тысяч из них оказались технически неисправными.

А сколько в городе дышащих на ладан «Газелей» и грузовичков, которые принадлежат небольшим фирмам-перевозчикам, вряд ли кто может сказать наверняка. На их чадящие, работающие с перебоем движки уже давно махнули рукой. Вот и колесят они по нашим дорогом, создавая угрозу всем участникам дорожно-транспортного движения.

В апреле этого года в Москве состоялось совещание представителей профессионального сообщества операторов технического осмотра и властей отдельных субъектов Российской Федерации, которые пришли к выводу о том, что новый федеральный закон о прохождении ТО не работает. Собравшиеся подготовили пакет поправок в закон и в некоторые нормативные акты. Ожидается, что они будут внесены в закон уже в этом году.

Одна из поправок предлагает четко прописать в законе, какой должна быть производственно-техническая база операторов техосмотра.

Также необходимо ввести административную ответственность для оператора ТО за выдачу диагностической карты без осмотра или с ненадлежащим осмотром транспортного средства. И предусмотреть ответственность для юридического лица за нарушения, связанные с внесением данных в единую базу РСА по техосмотру.

Еще специалисты предлагают навести порядок и в установлении цены на техосмотр. А то сегодня стоимость одной и той же операции на одинаковых автомобилях отличается в разы в зависимости от региона. Также и операторы техосмотра, и страховщики ратуют за то, чтобы у техосмотра наконец появилось одно ответственное министерство.

Хотелось бы надеяться, что этот документ не ляжет под сукно законотворцев из Госдумы.


РИСУНОК Виктора БОГОРАДА


КСТАТИ
В Великобритании техосмотр находится под государственным контролем: его проводит агентство по транспортным средствам и операторскому обслуживанию, входящее в состав британского министерства транспорта. Регламент прохождения техосмотра – ежегодный для всех автомобилей возрастом свыше трех лет.
Одним из самых жестких в мире считается техосмотр в Японии: автомобиль проверяют по 100 параметрам! В Германии новые авто до трех лет техосмотр не проходят, а более старые машины проверяются раз в два года.
Любопытно, что в большинстве стран Европы совмещение в одном месте автомастерской и пункта технической диагностики запрещено – дабы не было соблазна искажать данные проверки в пользу возможности заработать на ремонте.