25
09.19

 

19 сентября 2019 г. в Москве состоялось рабочее совещание Российского союза автостраховщиков с профессиональными объединениями операторов технического осмотра (ОТО). Речь шла о подготовке операторов техосмотра к вводу в действие нового закона о техосмотре - № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступит в силу 8 июня 2020 г.

Модератор совещания и основной докладчик - заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов отметил, что 26 июля 2019 г. заместитель Председателя Правительства РФ Максим Акимов утвердил план-график подготовки нормативных правовых актов в связи принятием Федерального № 122-ФЗ. Этот документ предусматривает разработку 19 нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Срок реализации плана-графика – 1 квартал 2020 года. То есть, если подзаконные акты будут опубликованы к 1 апреля 2020 г., то останется всего три месяца для подготовки операторов технического осмотра (а их в России 5262) к работе в новых условиях.

В сложившейся ситуации РСА предлагает принять ряд мер: во-первых, установить переходный период для аккредитованных ОТО с 8 июня 2020 г. по 08 июня 2021 г., при этом решение о выездной проверке будет принимать РСА на основании собственных данных об их работе. Во-вторых, заключить договоры или назначить независимых экспертов в регионах для проведения осмотра ОТО на соответствие требованиям аккредитации: введение фотофиксации, выездные проверки представителями РСА аккредитуемых ПТО, введение плановых проверок действующих пунктов, проводимых один раз в два года, а также внеплановые выезды при сообщении о нарушениях, внедрение новых требований к использованию передвижных диагностических линий, наведение порядка в установлении пропускной способности ПТО, установление минимальной стоимости технического осмотра и многое другое, что может существенно исправить сложившуюся в техническом осмотре ситуацию.

Начальник управления ТО и аккредитации РСА Николай Узков проинформировал, что на сайте РСА будет вестись общественное обсуждение всех 19-ти проектов подзаконных актов, разрабатываемых министерствами (раздел с проектами документов доступен по данной ссылке). Каждое министерство отвечает за свои поправки: Минтранс - за порядок учета, заполнения и хранения диагностических карт, Минэкономразвития -  за разработку и повышение тарифов на ТО и аккредитацию, Минпромторг - за разработку требований к материально-технической базе и пропускной способности, МВД – за ведение и защиту данных в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО), контроль за ОТО по автобусам. Правила контроля и надзора за ОТО со стороны МВД и РСА только разрабатываются. Планируется, что приостановку работы ОТО может делать РСА или МВД, а возобновление - только МВД после проверки.

Говоря о цене техосмотра, руководитель Ассоциации предприятий по проведению ТО (Волгоград) Роман Жуков посетовал, что при действующей системе поднять тариф до приемлемого уровня (провели громадную бюрократическую работу – подняли на 64 рубля!) по ТО практически невозможно. Необходимо установить единый базовый тариф на федеральном уровне, не менее 1000рублей(высказались многие участники проф. Объединений)

Председатель комитета по вопросам страхования Московской торгово-промышленной палаты Роман Липовой рассказал, что в 2018 году при поддержке на государственном уровне (Госдума, Совет Федерации и пр.)   при МТПП была создана рабочая группа по вопросам ТО, которая готова оказать поддержку в региональных ТПП в осуществлении разумной региональной политики в области ТО. Липовой предложил привлечь независимых экспертов ТПП для подтверждения статуса аккредитации ОТО в регионах, если РСА сможет оплатить их работу.

О том, как происходит переход к новому закону в Санкт-Петербурге, доложил вице-президент Транспортного союза Северо-Запада Александр Довгалюк. В рамках Транспортного союза уже семь лет работает рабочая группа по техосмотру, куда входят  НП «Технический контроль и диагностика» (НП "ТКД",) Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), представители и поставщики оборудования для ТО и другие заинтересованные организации. На совещаниях рабочей группы по ТО принимают участие представители исполнительной и законодательной власти Санкт-Петербурга, ГИБДД. На недавнем заседании Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Губернаторе Санкт-Петербурга представителям рабочей группе по ТО предложили выступить с предложениями по совершенствованию работы в области ТО в рамках подготовки к вступлению нового закона, дать расшифровку мониторинга ТО для исполнительной власти города. Ободряет тот факт, что в Петербурге вновь появился официальный представитель РСА по техосмотру, и его участие позволит придать официальный статус проверок на соответствие требованиям аккредитации ОТО в переходный период. (Этот вопрос обсуждается с РСА.)

Также Александр Довгалюк отметил, что Транспортный союз Северо-Запада и НП "ТКД" осуществляют методическую поддержку ОТО по всем вопросам, связанным с техосмотром. Это касается как консультаций на предмет соответствия требованиям аккредитации ОТО, так и обучения экспертов , поставки, поверки оборудования, ведения реестра ОТО, входящих в НП "ТКД", и их бесплатного консультирования. Специалистами СПбГАСУ проводится не только обучение экспертов, но и выработка научного системного подхода к организации и обеспечению качества работ в региональной систме технического осмотра. Так в адрес РСА была направлена методика расчета пропускной способности ОТО, есть предложения по правильной организации фотофиксации от производителей оборудования «МАХА» и «Гаро» с привязкой к работе тормозного стенда, программным обеспечением, позволяющим осуществлять фотофиксацию, только когда идет диагностика автомототранспортных средств на тормозном стенде с привязкой к месту и времени, что позволит исключить фальсификацию вносимых данных в ЕАИСТО и пр.

Участники совещания сошлись во мнении, что необходимо объединять усилия общественных организаций и объединений в реформировании системы ТО и активно участвовать в обсуждении 19 подзаконных актов к № 122-ФЗ, создавать общественное движение в поддержку работы ОТО, с привлечением региональных ТПП и других значимых организаций, обмениваться положительным опытом по реформированию ТО между организациями, входящими в реестр РСА, организовывать дополнительные совещания по итогам подготовки к вступлению нового закона в силу.